Что такое IQ?

История Тесты Вопросы

Аббревиатура IQ(«ай кью») расшифровывается как «коэффициент интеллекта» (IntelligenceQuotient).  В обиходе выражения «высокий IQ» и «низкий IQ» обычно служат для оценки умственных способностей человека – причем оценки, как правило, субъективной. На самом же деле коэффициент интеллекта измеряется с помощью специальных стандартизированных тестов. Наибольшее распространение этот метод тестирования получил в США. Для взрослых американцев высокий коэффициент интеллекта становится преимуществом при поступлении в институт или в продвижении по службе, может сыграть свою роль при приеме на работу или при вступлении в армию. Однако главное применение этот метод тестирования интеллекта находит в школе, где служит для оценки умственного потенциала школьников и позволяет оптимизировать процесс обучения, разделяя детей на группы в соответствии с их интеллектуальными способностями. Кстати, именно для этого в свое время IQ-тесты и были разработаны.

 

История вопроса

Возможность объективного определения уровня мыслительных способностей интересовала людей на протяжении многих веков. Однако наибольшую актуальность эта идея приобрела тогда, когда начальное образование стало если не всеобщим, то, по крайней мере, массовым – в викторианской Англии. Это совпало со временем возникновения теории эволюции Чарльза Дарвина, которая сняла с феномена человеческого интеллекта мистический «флер». Во главе нового подхода к изучению человеческого разума стал сэр Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина и горячий сторонник его учения. Он стал пионером научного подхода к исследованию интеллекта и активно изучал влияние на него наследственного фактора, изложив результаты своих исследований в книге «Наследование таланта».

В начале 20 века поиски способа «измерения» человеческих мыслительных способностей начались и во Франции. В 1905 году основатель французской Лаборатории экспериментальной психологии доктор Альфред Бине и руководитель парижской Педагогической лаборатории Теодор Симон создали первый практический тест на интеллектуальный уровень. Он предназначался для того, чтобы отсеивать школьников, не дотягивавших в умственном отношении до сверстников и, следовательно, нуждавшихся в занятиях по особой программе. Заметив, что способности детей к изучению более сложных идей и решению более сложных задач с возрастом совершенствуются, причем находятся у большинства сверстников примерно на одном уровне, Бине первым начал использовать понятие «умственный возраст». Его идеи получили развитие в трудах немецкого психолога и философа Вильяма Штерна, который и ввел в 1912 году термин «интеллектуальный коэффициент». По Штерну, интеллектуальный коэффициент вычислялся по формуле: (умственный возраст / физический возраст) х 100. Например, 10-летний ребенок, умственный возраст которого соответствует 12 годам, будет иметь интеллектуальный коэффициент 120 (12 / 10 х 100), то есть выше среднего.

В США тесты на интеллект начали использоваться в 1917 году, когда Америка вступила в первую мировую войну. С помощью адаптированных психологом Льюисом Терменом IQ-тестов определялся уровень умственного развития поступающих на военную службу новобранцев. Вскоре тесты приобрели огромную популярность и стали широко использоваться во многих областях жизни, в том числе при приеме на работу (что в настоящее время законодательно запрещено). В 1940 годах психолог Дэвид Векслер создал более многостороннюю и точную методику тестирования для взрослых, которая ориентировалась не на возраст, а на нормальное распределение интеллектуальных способностей в популяции. Впоследствии эта же методика стала использоваться и для детей. Именно на этих разработках основаны и современные стандартные тесты на коэффициент интеллектуального развития.

 

Как тестируют интеллект?

IQ-тесты довольно разнообразны, но имеют общую основу – некоторое количество заданий, которое нужно решить за определенный промежуток времени. Задания позволяют оценить речевые знания, скорость восприятия, краткосрочную память и пространственное мышление. Стандартный тест на коэффициент интеллектуального развития состоит из четырнадцати подтестов: семь вербальных (информация, восприятие, арифметика, распознавание сходных элементов, словарь, запоминание цифр, буквенно-цифровые последовательности) и семь невербальных (графические коды, дополнение рисунков, форма блоков, логика построений, расположение картинок, поиск символов и подбор объектов по схеме). Таким образом, пройдя стандартный тест, можно узнать как общее значение своего интеллектуального коэффициента, так и результаты подтестов, показывающие уровень IQв каждой отдельной области.

Тесты на интеллектуальный коэффициент делятся на две группы: для детей 10 – 12 лет и для взрослых. Таким образом, школьник и выпускник вуза могут иметь одинаковый уровень IQ, поскольку коэффициент умственного развития каждого из них соответствует возрастной группе. Задания в тестах обычно располагаются по возрастающей сложности, на решение задач дается фиксированное время (30 минут).

Наиболее известен на сегодняшний день тест интеллектуального коэффициента, созданный английским психологом Гансом Айзенком. Задания в этом тесте распределены таким образом, чтобы достоинства и недостатки мышления каждого человека уравновешивались – например, если человек хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, то он не получит преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше. Также существуют и другие варианты тестов на интеллектуальный коэффициент, разработанные Д. Векслером, Дж. Равеном, Р. Амтхауэром, Р. Б. Кеттелом.

 

Среднее интеллектуальное

Коэффициент интеллектуального развития большинства людей составляет от 85 до 115 баллов. При этом водоразделом является 100 баллов – люди, IQкоторых превышает это значение, обладают более развитыми мыслительными способностями, а люди с IQменее 100 не так одарены в интеллектуальном плане. Уровень IQменее 70 соответствует умственной отсталости. Максимальный уровень IQ(в зависимости от теста) может составлять 200 для взрослых и 250 для детей. Для теста Айзенка максимальное значение равняется 180. Считается, что средний коэффициент IQчеловечества с начала 20 века постоянно увеличивается в среднем на 3 балла в десять лет – этот феномен, получивший название эффекта Флинна, пока не нашел достоверного научного объяснения. Поскольку сегодня основой IQ-тестов является нормальное распределение интеллектуальных способностей среди населения, задания тестов приходится регулярно «перерассчитывать», чтобы средний балл по-прежнему оставался на уровне 100.

Хотя объективность оценки интеллектуальных способностей с помощью IQ-тестов в последнее время вызывает все больше сомнений, обладание высоким интеллектуальным коэффициентом является несомненным поводом для гордости. Обладатели сверхвысокого интеллекта объединяются в клубы, куда допускаются лишь люди с IQнамного выше среднего. Старейшим и наиболее известным из таких объединений является клуб Mensa(лат. «стол»), основанный в Англии 1946 году. В этот клуб вхожи только интеллектуалы, показавшие в IQ-тесте результат лучше, чем у 98% людей, – в зависимости от методики тестирования минимальным «проходным» баллом может быть 132, 148 или более, а некоторые национальные подотделы «Менсы» принимают новых членов только на основе еще и своего собственного тестирования. Членами клуба «Менса» являлись и являются многие знаменитости – фантаст Айзек Азимов, актриса Джина Дэвис, режиссер Квентин Тарантино и наш соотечественник Павел Дуров, создатель социальной сети ВКонтакте.

Впрочем, не все обладатели высокого IQпрославились в той или иной отрасли человеческой деятельности. Например, до недавнего времени обладательницей самого высокого интеллектуального коэффициента в мире была Мэрилин вос Савант, которая уже в возрасте 10 лет прошла IQ-тест, получив 228 баллов. Однако, став взрослой, вос Савант, хоть и сохранила очень высокий IQ, не совершила переворота ни в науке, ни в творчестве. В настоящее время она работает финансовым директором медицинской корпорации и ведет колонку в журнале, где отвечает на вопросы читателей и предлагает оригинальные решения математических задач. Напротив, IQнекоторых прославленных ученых неизвестен. В частности, знаменитый физик и популяризатор науки Стивен Хокинг отказался отвечать на вопрос о своем IQ, добавив, что «все, кто кичится своим IQ, – неудачники».

 

Игры разума

Действительно, связь между высокими результатами IQ-тестов и тем, что мы называем человеческим разумом, неочевидна. Тесты, на которые всегда отводится ограниченное время, демонстрируют прежде всего быстроту мышления испытуемого, а также его способность предлагать стандартные решения для стандартных задач – ведь средний интеллектуальный коэффициент специально «подгоняется» под мыслительные способности большинства. Интеллектуальный коэффициент нередко называют «умственным потенциалом» - результаты тестов показывают, на что способен человек, но ничего не говорят о том, реализует ли он свои возможности. IQ-тестирование не дает никакого представления об интуиции, наблюдательности, творческих способностях, эрудиции. Согласно статистике, далеко не все ученики, показавшие высокие результаты IQ-тестов, заканчивают школу с хорошими оценками, - ведь, помимо интеллекта, для достижения успеха необходимы такие личностные качества, как целеустремленность, обучаемость, упорство.

Согласно исследованиям, на уровень интеллектуального коэффициента человека влияют самые разные факторы – начиная от продолжительности грудного вскармливания и заканчивая уровнем благосостояния родителей. Несомненно, на уровень IQмогут оказывать воздействие и систематические развивающие занятия с ребенком, а также специально разработанные пособия и игры. Ценность подобных материалов состоит в том, что они не только развивают аналитическое мышление и логику, но и стимулируют интерес к познанию мира, формируют внимательность, наблюдательность и настойчивость в достижении цели, позволяют открывать и совершенствовать творческие способности, а также в игровой форме дают множество полезных и практичных навыков.

Конечно, сделать обычного человека гением не смогут и самые совершенные учебные пособия. Но зато правильно подобранная система «игрового обучения» поможет ребенку сформироваться в гармонично развитую, свободную, полноценную личность. А это, в конечном итоге, важно ничуть не менее чем «зашкаливающий» уровень IQ.

 

О чем спрашивают

Набор вопросов в каждом экземпляре IQ-теста уникален, но сами вопросы однотипны – среди стандартных тестов на интеллектуальный коэффициент нет ни более сложных, ни более простых. Решение задач не требует особых знаний или специальных навыков – испытуемым не понадобится извлекать квадратный корень из пятизначных чисел, цитировать поэтов раннего Возрождения или разбираться в ракетной инженерии. Вопросы тестов немного напоминают головоломки, которые иногда публикуют на последних страницах газет и журналов: они требуют системного мышления, развитой логики, знания алфавита и простейших арифметических действий, пространственного мышления. При этом тесты составлены так, чтобы более слабые стороны мышления каждого человека могли компенсироваться более сильными сторонами его интеллекта. Вот примеры  вопросов из реальных тестов на интеллектуальный коэффициент: 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Вы действительно хотите удалить товар из корзины?

Отменить Удалить